• Слайд 1
  • Слайд 2
  • Слайд 3

Методические рекомендации по планированию работы куратора

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования в 2022/2023 учебном году»

Основным методическим пособием куратора при планировании идеологической и воспитательной работы с учебной группой являются  методические рекомендации, разработанные Центром научно-методического обеспечения воспитательной работы РИПО в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании "Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования".

При планировании идеологической и воспитательной работы в группе необходимо опираться на нормативно- правовые документы Министерства образования Республики Беларусь.

Куратор учебной группы составляет перспективный план идеологической и воспитательной работы учебной группы на год (в 2-х экземплярах) и на его основе текущий план на месяц. В нем определяются ближайшие цели и задачи, конкретизируется содержание, формы и методы воспитательной работы, намечаются сроки проведения мероприятий и ответственные за их проведение. Конкретность и реальность плана – важнейшее условие его действенности.

План воспитательной работы должен включать следующие разделы:

  1. Анализ воспитательной работы куратора за прошедший учебный год.
  2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
  3. Диагностическая работа (на основе плана-графика мониторинга эффективности воспитательной и идеологической работы колледжа).
  4. Методическая работа.
  5. Организационно-воспитательная работа.
  6. Индивидуальная работа с учащимися.
  7. Работа с родителями.

В планировании жизнедеятельности учебной группы должны быть задействованы как минимум три стороны: учащиеся, педагоги, родители на основе добровольного согласия. Важно участие в планировании и других людей, которые интересны учащимся. План составляется и обсуждается при активном участии всей группы, что способствует заинтересованности учащихся в выполнении порученных им заданий, соответствует их интересам, склонностям и способностям.

Источником планирования являются:

  • государственные документы, касающиеся вопросов воспитания;
  • план идеологической и воспитательной работы колледжа на 2022/2023 учебный год;
  • решения педсоветов и методического объединения кураторов;
  • даты государственных, профессиональных и международных праздников;
  • текущие события в стране и за рубежом;
  • пожелания и предложения учащихся, родителей;
  • традиции, сложившиеся в группе, в колледже;
  • информация о передовом педагогическом опыте воспитательной работы.

Важнейшим источником планирования являются также предложения учащихся. Можно создать в группе "банк идей", в который поступают предложения учащихся в результате опроса, изучения мнений, обсуждения результатов работы актива группы.

Методические рекомендации для кураторов учебных групп по организации планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионально-технического  и среднего специального образования

План проведения открытых воспитательных мероприятий в 2022/2023 учебном году

Образец заполнения страниц журнала куратора по планированию
идеологической и воспитательной работы учебной группы
 
Дата Формы работы Отметка о выполнении
                                                                         Диагностическая
 

Проведение диагностических исследований (при поддержке педагога-психолога):

– анкеты, опросники;

– тесты традиционные, проективные (ситуации, незаконченное предложение, альтернативный тезис, недописанный тезис) и графические (рисунки, шкалы, графики);

– наблюдение и взаимооценивание учащихся в ходе разнообразной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, спортивной, творческой …);

– коллективные и индивидуальные беседы с учащимися, родителями, педагогами.

 
  Проведение тренингов по формированию у воспитанников позитивного отношения к себе и коллективу, выявление для учащегося динамики его личностного роста и др.  
  Психолого-педагогический анализ изменения уровня воспитанности обучаемых за истекший учебный год/семестр.  
                                                                           Методическая
  Разработка сценариев воспитательных мероприятий и информационных часов.  
  Изучение положительного опыта работы по созданию системы воспитательного взаимодействия с учебной группой по направлениям воспитания.  
  Адаптация методов и форм воспитательной работы других кураторов с целью их дальнейшего использования в своей воспитательной работе  
  Внесение на рассмотрение педсовета, методических комиссий, воспитательного отдела и администрации колледжа предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса  
  Повышение своего профессионального уровня посредством посещения курсов повышения квалификации, участия в конкурсах кураторского мастерства, обмена опытом и изучения соответствующей литературы по проблемам воспитания, самообразования.  
                                                            Организационно-воспитательная
  Кураторский час – 4 часа в месяц (по одному на каждую учебную неделю)  
  Информационный час – 4 часа в месяц (по одному на каждую учебную неделю)  
  Работа куратора учебной группы, индивидуальная и групповая работа с учащимися.  
  Идеологическая, культурно-досугавая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа.  
  Пропаганда и формирование здорового образа жизни.  
  Организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация.  
  Профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.  
 
 

Примечание: на выполнение куратором идеологической и воспитательной работы в учебной группе отводится в среднем 2,8 часа в неделю. Из них ЕЖЕНЕДЕЛЬНО должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО проведены ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС  1 ч. и КУРАТОРСКИЙ ЧАС  1 ч., таким образом,  всего в месяц должно быть проведено 4 ч. информационных, 4 ч. – кураторских, остальное время распределяется куратором совместно с группой на диагностическую, методическую, организационно-воспитательную работу  самостоятельно.

 Примерные направления методической работы кураторов
  • Создание системы воспитательного взаимодействия с учебной группой (по проблемам экологического воспитания, по формированию мировоззрения, коллективизма, творческого потенциала учащегося и педагога, ответственного поведения личности) на основе результатов психолого-педагогической диагностики, с опорой на индивидуальные особенности учащихся и коллектива.
  • Разработка сценариев воспитательных мероприятий. 
  • Адаптация методов и форм воспитательной работы других кураторов с целью их дальнейшего использования в своей воспитательной работе.
  • Внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса на рассмотрение педагогического, методического советов, методического объединения кураторов.
  • Участие в обсуждении вопросов и принятии решения, касающихся жизни и деятельности учащихся курируемой группы.
  • Повышение своего профессионального уровня посредством посещения курсов повышения  квалификации, участия в конкурсах педагогического мастерства, обмена опытом и изучения соответствующей литературы по всем направлениям воспитательной деятельности.
  • Использование различных форм педагогического просвещения родителей, обмена успешным опытом воспитания (практикумы, семинары, тематические лекции, индивидуальные и групповые консультации).
  • Осуществление индивидуального шефства над неблагополучными семьями и семьями «группы риска».
  •  Взаимодействие с членами семьи учащихся с целью профилактики вредных привычек, правонарушений.
  • Привлечение родителей к воспитательно-профилактической работе с группой.
  • Систематическая разработка методических материалов по современным формам воспитательной деятельности.
  • Создание технологий  взаимодействия с учащимися по выполнению поставленных задач гражданско-патриотического и нравственного воспитания.
  • Участие в работе над созданием банка методических материалов.
  • Участие в заседаниях методического объединения кураторов и воспитателей общежития, методических объединениях, педагогических семинарах, консилиумах.